статья 24313

Название статьи

КОМПЕТЕНТНОСТЬ И МОДУЛЬНОСТЬ КАК ВЕКТОРЫ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ: АСПЕКТ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ (ЧАСТЬ 2)

Авторы

Мещеряков Анатолий Семенович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра сварочного, литейного производства и материаловедения, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), meta1@pnzgu.ru
Куприянова Галина Сергеевна, аспирант, Пензенский государственный университет
(Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), sunlight84.2006@rambler.ru

Индекс УДК

378

Аннотация

Актуальность и цели. Россия активно принимает участие в формировании «общеевропейской зоны высшего образования», где центральное место отводится Болонскому процессу как одному из векторов обновления профессиональной подготовки специалистов. Веление времени актуализирует эту проблему и ставит перед системой профессионального образования ряд задач, решение которых позволит найти консолидирующий фактор вхождения российского образования в европейское образовательное пространство. Целью статьи является выявление, на основе анализа источниковой базы, положительных и отрицательных факторов вхождения России в Болонский процесс, влияющих на конкурентоспособность отечественной системы образования.
Материалы и методы.
В исследовании использован комплекс дидактических средств (материалов), опубликованных известными отечественными и зарубежными авторами за последние 32 года (1980–2012 гг.): аналитические обзоры и исторические исследования, научные журналы, учебники и учебные пособия, книги, материалы заседания Госсовета, ФГОС ВПО, англо-русские словари, монографии, Internet-ресурсы, дискуссии с отечественными учеными, руководителями образовательных учреждений, собственные наблюдения и выводы авторов статьи и др.
Результаты.
В результате исследования было выявлено, что вхождение России в Болонский процесс – это признак веления времени, нацеливающий образовательную систему России на сближение с европейской.
Выводы.
Чтобы достигнуть главной цели – усвоение новых знаний, востребованных современным глобальным рынком труда, необходима организация обучения, представляющая, во-первых, интерес для представителей других стран, движущихся к созданию единого образовательного пространства, во-вторых – набор технологий подготовки специалистов, формирующих набор компетенций, т.е. что должны уметь делать выпускники после окончания учебного заведения.

Ключевые слова

Болонский процесс, компетентностный подход, конкурентоспособность, веление времени, концепция знания, интеграция образовательных систем, модернизация образования, зона европейского образовательного пространства.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Волков, А. Высшее образование: повестка 2008–2016 / А. Волков, Д. Ливанов, А. Фурсенко. – URL: http://www.bonsk.ru/articles.php?cat_id=62&id=365
2. Мещеряков, А. С. Компетентность и модульность как векторы обновления профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля: инновацион-ный аспект (часть 1) / А. С. Мещеряков, Г. С. Куприянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 1. – С. 140–150.
3. Федотова, В. Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России / В. Г. Федотова // Вопросы философии. – 2005. – № 11.
4. Батурин, В. К. Философия аксиологии образования. Ч. 3. Новое образование для новой России / В. К. Батурин // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 10. – C. 20–22.
5. Слободчиков, В. И. Типология антропологических кризисов в образовании и развитии / В. И. Слободчиков, Л. Ф. Мирзоянова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 9. – С. 30–32.
6. Неустроев, Н. Д. Болонский процесс и национальная система образования /Н. Д. Неустроев, А. Н. Неустроева // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 10. – C. 112–114.
7. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие / Э. Ф. Зеер. – 2-е изд., перераб. – М. : Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2003. – 480 с.
8. Иванов, С. Н. Социально-педагогические аспекты управления учреждением начального профессионального образования : в 2 т./ С. Н. Иванов. – СПб.:ИПК «Синтез-Полиграф», 2004.–587 с.
9. Романцев, Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования / Г. М. Романцев. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. – 333 с.
10. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. – М. : Этвес, 2008. – 136 с.
11. Профтехобразование России: Итоги ХХ века и прогнозы : в 2 т. / сост. А. Е. Пя-точкин ; науч. ред. И. П. Смирнов. – М. : ИРПО, 1999. – Т. 1. – 424 с.
12. Профессиональная педагогика : учеб. для студентов, обучающихся по педагогиче-ским специальностям и направлениям. – М. : Ассоциация «Профессиональное об-разование», 1997. – 512 с.
13. Смирнов, И. П. Человек – образование – профессия – личность : моногр. / И. П. Смирнов. – М. : УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. – 420 с.
14. Елютин, В. П. Высшая школа общества развитого социализма / В. П. Елютин. – М. : Высшая школа, 1980. – 560 с.
15. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. – 2004. – № 11.
16. Кинелев, В. Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспекти-вы реформирования высшего образования России / В. Г. Кинелев. – М. : Респуб-лика, 1995. – 328 с.
17. Федотова, Г. А. Болонско-Копенгагенский процесс: интеграция России в ме-ждународное образовательное пространство / Г. А. Федотова. – М. : Изд-во НОУ «ИСОМ», 2006. – 36 с.
18. Материалы заседания Государственного Совета «О развитии образования в Рос-сийской федерации». – М., 2006.
19. Огурцов, А. П. Философия науки как конкуренция исследовательских про-грамм / А. П. Огурцов // Методология науки: исследовательские программы. – М. : ИФ РАН, 2007.
20. Горохов, В. Г. Проблемы междисциплинарной оценки научно-технического развития / В. Г. Горохов // Вопросы государственного и муниципального управле-ния. – 2007. – № 2, 3.
21. Диксон, Дж. Р. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений / Дж. Р. Диксон ; пер. с англ. – М., 1969.
22. Мюллер, В. К. Новый англо-русский словарь/В.К.Мюллер.– 6-е изд.– М.:Русский язык,1999.–880с.
23. Пивоварова, А. Г. Англо-русский юридический словарь: право и экономика / А. Г. Пивоваров, В. И. Осипов. – М. : Экзамен, 2003. – 684 с.
24. Мюллер, В. К. Большой англо-русский словарь (в новой редакции) / В. К. Мюл¬лер. – М. : Цитадель – трейд: РИПОЛ КЛАССИК, 2005. – 832 с.
25. Мюллер, В. К. Англо-русский словарь / В. К. Мюллер / перераб. и доп. В. Д. Бай¬кова. – М. : Оникс ; СПб. : Золотой век, 2006. – 976 с.
26. Oxford advanced learner`s dictionary. – New York : Oxford university press, 2005.
27. Oxford student`s dictionary for learners using English to study other subjects. – New York : Oxford university press, 2007.
28. Лурье, Л. И. Сможет ли довузовское образование проложить России путь в Болонский процесс? Ч. 1. Специалист будущего – это человек культуры /
Л. И. Лурье, М. Л. Лурье // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 10. – C. 52–56.
29. Мешкова, А. А. Проблема доступности образования и равенства образова-тельных возможностей в странах ОСЭР / А. А. Мешкова, Б. В. Железов. – М. : ИНФРА-М, 2004.
30. Лурье, Л. И. Сможет ли довузовское образование проложить России путь
в Болонский процесс? Ч. 2. Какой нашему образованию прок от конвергенции российской и европейской моделей? / Л. И. Лурье, М. Л. Лурье // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2012. – № 11. – C. 56–60.
31. Асмолов, А. Лицей / А. Асмолов // Знание – сила. – 1993. – № 1.
32. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с об-щественными и политическими обстоятельствами : пер. с англ. / Б. Рассел. – М. : Республика, 1998 . – 479 с.
33. Иванов, В. Г. Россия в ВТО: возможные риски для системы образования /
В. Г. Иванов, Е. А. Парфирьева, С. В. Баранова//Высшее образование в России.– 2012.– №10.–С.39–47.
34. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Ана-литический обзор / Е. В. Вашурина, Н. В. Дрантусова, Я. Ш. Евдокимова,
А. К. Клюев, И. А. Майбуров // Университетское управление: практика и анализ. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2006. – 136 с. – (Библиотека журнала).
35. Чучалин, А. И. Компетенции выпускников инженерных программ: нацио-нальные и международные стандарты / А. И. Чучалин, С. И. Герасимов // Высшее профессиональное образование в России. – 2012. – № 10. – С. 3–13.
36. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. – URL: http://www.fgosvpo.ru
37. Шадриков, В. Д. Государственные образовательные стандарты высшего про-фессионального образования и Болонский процесс / В. Д. Шадриков // Вопросы образования. – 2004. – № 4. – С. 5–9.
38. Аверинцев, С. С. Литературные теории в составе средневекового типа куль-туры / С. С. Аверинцев // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. – М. : Наука, 1986. – 254 с.
39. Рожанский, И. Д. Античная наука / И. Д. Рожанский. – М. : Наука, 1980. – 200 с.
40. Ефремов, А. П. Болонский процесс – вызов или технологии? / А. П. Ефремов // Вопросы образования. – 2004. – № 4. – С. 194–219.

 

Дата создания: 01.03.2014 12:24
Дата обновления: 01.03.2014 12:26